Образование как система и социальный институт | MetodPro.ru

Реклама на сайте

Образование как система и социальный институт


Понятие образования многозначно, а потому может быть рассмотрено в следующих смыслах:

Во-первых. Образование – вид деятельности, связанный с трансляцией и усвоением определенных знаний, умений и навыков в рамках образовательных учреждений. Необходимость возникновения в обществе образовательной деятельности была обусловлена следующими факторами:

  1. постоянное развитие и усложнение производства.
  2. Необходимость теоретического обобщения накопленного практического опыта.
  3. Необходимость передачи опыта из поколения в поколение.

 

Образовательная деятельность тесно связана с трудовой деятельностью и на разных этапа развития индивида, а так же в различных условиях его существования может иметь для него следующее значение:

1)      образование – основной вид деятельности.

2)      Образование – вспомогательный вид деятельности.

3)      Образование – стимулирующий вид деятельности.

4)      Образование – компенсирующий вид деятельности.

 

Во-вторых. Образование – система, которая включает в себя следующие структурные элементы:

1)      субъекты образовательного процесса: обучаемый и обучающий.

2)      Процесс обучения.

3)      Образовательное учреждение.

 

В большинстве стран мира система образования, в зависимости от типа образовательного учреждения, подразделяется на несколько уровней:

1)      дошкольное.

2)      начальное среднее образование.

3)      общее среднее образование. Школа, гимназия, лицей, вечерняя школа.

4)      Полное среднее образование. Добавляется училище (техникум).

5)      Начальное профессиональное образование. ПТУ, школа, технический лицей.

6)      Среднее профессиональное образование. Техникум, колледж.

7)      Высшее профессиональное образование Университет, институт, академия.

8)      Послевузовская подготовка. Аспирантура, докторантура.

9)      Повышение квалификации(переподготовка).

 

Представляя собой автономную, саморегулирующуюся и саморазвивающуюся систему, образование может обретать определенные социальные роли и функции.

 

В-третьих. Образование – социальный институт, который реализует основные и вспомогательные функции. К основным функциям относятся:

1)      функций обучения.

2)      воспитательная функция.

3)      Функция социализации.

4)      Интегрирующая функция.

 

К вспомогательным функциям образования относятся:

1)      функция долгосрочного ресурса развития общества.

2)      функция регулятора кризисных ситуаций.

3)      Функция обеспечения национальной безопасности.

 

Кроме основных и вспомогательных функций образование, в силу определенных причин, может реализовывать ряд дисфункций:

1)      Функция дифференциации общества.

2)      Увеличение числа безработных.

3)      Низкий уровень и качество подготовки специалистов.

Дисбаланс на рынке труда.



Методические пособия

  • Системы автоматизированного проектирования
  • Социология молодёжи
  • Общая социология
  • Криптография
  • Проектирование трансляторов
  • Компьютерная графика
  • Моделирование систем
  • Информационная безопасность
  • Теория вычислительных процессов
  • Логические основы искусственного интелекта
  • Проектирование распределённых информационных систем