Социальный статус и социальное развитие молодежи | MetodPro.ru

Реклама на сайте

Социальный статус и социальное развитие молодежи


Социальный статус молодежи – это позиция молодого поколения в обществе, обусловленная его социальными ролями и выполняемыми функциями. Социальный статус молодежи раскрывается в объект-субъектных характеристиках молодого поколения. С одной стороны молодежь – это объект в системе общественных отношений, который испытывает воздействие со стороны общества и основной задачей которого является усвоение накопленного обществом социального опыта, знаний, умений навыков. Исходя из этого, на молодежь, как на объект, возлагаются две основные функции: функция обучения и воспитательная функция. С другой стороны молодежь рассматривается как субъект общественных отношений. В этом аспекте, молодежь оказывает влияние на развитие общества, а основной ее задачей является реализация накопленного социального опыта. Исходя из этого, на молодежь возлагаются три основные функции:

1)      воспроизводство.

2)      Транслирующая или трансляционная.

3)      Инновационная.

 

Следует отметить, что формирование статуса молодого поколения осуществляется в определенных общественно-исторических, социально-экономических, социально-политических и социокультурных условиях. Поэтому в определенные периоды развития общества молодежь больше ценится как объект, а в другие как субъект.

Основными характеристиками социального статуса молодежи являются неопределенность, направленность (от объекта к субъекту), динамичность, неравноправность.

Достижение молодежью определенного социального статуса осуществляется в процессе определенного социального развития. Социальное развитие молодежи – процесс обретения социального статуса, который базируется на изменении качественных и количественных параметров молодого поколения. Социальное развитие молодежи – процесс объективный и предопределенный. Конечной целью социального развития является достижения индивидом социальной зрелости(взрослости) и интеграция его в систему общественного воспроизводства. В ходе социального развития, молодой индивид взаимодействует с обществом, а от типа взаимодействия зависит результативность социального развития. Принято различать следующие типы взаимодействий молодого индивида и общества:

1)      Авторитарный.

2)      Демократический.

3)      Смешанный.

4)      Нейтральный. Не вмешивающийся.

 

Социальный потенциал молодежи – это возможность и способность представителей молодого поколения накапливать знания, умения и навыки, которые позволят им интегрироваться в систему общественного воспроизводства. Социальный потенциал молодежи, так же как и характер, формируется на основе сочетания личностных характеристик индивида и воздействия внешней социальной среды.

Социальный потенциал молодого поколения включает в себя следующие составляющие:

1)      демографический потенциал – характеризует рождаемость и смертность, численность молодежи, место проживания (городская и сельская), пол, национальность, психологические особенности, брачность и разводимость.

2)      Потенциал здоровья – характеризует число здоровых и больных, уровень здравоохранения, профилактика заболеваемости, причины заболеваемости, показатели занятий спортом, питание.

3)      Образовательный потенциал – характеризуется уровнем и качеством образования, материальным оснащением ОУ, качество подготовки преподавателя, конкурентоспособностью, востребованностью, доступностью.

4)      Трудовой потенциал – см образовательный.

5)      Культурный потенциал – характеризует возможность и способность представителей молодого поколения усваивать и воспроизводить элементы материальной и духовной культуры.

6)      Гражданский потенциал – характеризует степень вовлеченности или отчуждения представителей молодого поколения от участия в общественных процессах.



Методические пособия

  • Системы автоматизированного проектирования
  • Социология молодёжи
  • Общая социология
  • Криптография
  • Проектирование трансляторов
  • Компьютерная графика
  • Моделирование систем
  • Информационная безопасность
  • Теория вычислительных процессов
  • Логические основы искусственного интелекта
  • Проектирование распределённых информационных систем